Тепловизоры на вооружении воздушных стражей трубопроводов

Транспортировка нефти и газа – дело ответственное. В случае разгерметизации трубы возможно возникновение серьезных аварий, способных уничтожить природу в радиусе десятка километров. Оперативному контролю мешает расположение трубопроводов в труднодоступных местах, да и нахождение оных на метровой глубине под землей не облегчает ситуацию.

Традиционно задача осмотра состояния трубопроводной сети делегировалась специально обученному персоналу, которому приходилось в своих заключениях основываться на визуальных признаках утечки. Аналогичная ситуация сохраняется и сегодня, однако определенные подвижки в этом направлении все же наблюдаются. И, как оказалось, тепловизоры могут успешно использоваться не только при охране объектов, но и в качестве средства мониторинга коммуникаций нефтегазовой отрасли.

Первопроходцем в этом направлении стало ОАО «Самотлорнефтегаз», где с конца 2012 начато внедрение беспилотных летательных аппаратов (БЛА), оснащенных новейшим тепловизионным оборудованием. Новый подход впервые был опробован на одноименном месторождении, в воздушном пространстве которого по первоначальным планам руководства компании должно было единовременно находиться три беспилотника. Однако уже на первых стадиях выявился ряд довольно существенных проблем.

Реалии внедрения тепловизоров в отечественную промышленность

Россия славится не только грандиозными идеями, но и сложностями их реализации. В частности, существующие ныне отечественные модели беспилотных летательных аппаратов, несмотря на хвалебные заверения создателей, все еще далеки от идеала. Свободное пространство внутри БЛА крайне ограничено, что значительно усложнило задачу позиционирования тепловизора. После того, как было найдено необходимое место, оказалось, что находящиеся рядом узлы беспилотника создают помехи для тепловизора. Однако данная проблема была успешно решена.

Первые успехи новой системы мониторинга

Уже сегодня можно говорить о том, что специалисты находятся на пути к созданию качественной рабочей модели данного прибора: первые модели показали свою состоятельность, характеристики имеющихся аппаратов пусть и далеки от идеала, но со своей задачей справляются. Облет проводится на высоте 120-140 метров, с которой беспилотник практически не слышим и не видим с земли. Крейсерская скорость облета варьируется у отметки в 100 км/ч,что не является пределом для техники, однако человеку при превышении данного порога становится трудно фиксировать и адекватно воспринимать получаемую информацию в должном объеме. Аккумулятора хватает на 400 км, что позволяет тепловизорам с разрешением матрицы 640х480 элементов осуществлять сканирование площади в 100 км2. На покрытие аналогичной площади ранее требовалось несколько бригад специалистов, а сейчас всю работу выполняют несколько человек, которым к тому же не требуется покидать комфортные условия центра управления.

С целью развития инновационной идеи мониторинга трубопроводов с помощью тепловизоров был заключен ряд контрактов, результатом которых станет появление серии беспилотных летательных аппаратов. Обновленные модели будут полностью совместимы с оборудованием для мониторинга, а также на порядок лучше приспособлены к жестким условиям северных регионов,в т. ч. сильному ветру, порывы которого достигают скорости 20 м/с.

Не стоит забывать, что добыча природных ископаемых сегодня – это, прежде всего, бизнес. Покупать данную технику по цене 5 миллионов рублей за один аппарат накладно даже для сверхприбыльной нефтегазовой отрасли. Причем львиная доля этой суммы приходится на «начинку» беспилотника, что значительно ограничивает возможности снижения цены.

Вот что думает по этому поводу гендиректор ОАО «Самотлорнефтегаз», Галиуллин Мугаммир Файзуллович:

«Изначальным предназначением воздушных роботов было оперативное обнаружение мест разгерметизации трубопроводов. Такие случаи уже были, причем техника неизменно срабатывала идеально: разливов нефти удавалось избежать. Неоспоримые и сугубо организационные преимущества внедрения БЛА – если раньше группа обходчиков следовала на лыжах вдоль участка трубопровода, проверяя его состояние в весьма неблагоприятных условиях, то сейчас относительно небольшая группа инженеров контролирует ситуацию, находясь при этом в теплом помещении.

Неожиданно нашлось и еще одно применение для беспилотников – как известно, отечественная модель ведения бизнеса предполагает наличие определенных потерь в результате краж. Использование же данной инновации позволило только за первый месяц обнаружить 20 фактов хищения нефтепродуктов. В дальнейшем этот рекорд так и не был побит, но не по вине техники, а из-за того, что люди поняли – безнаказанно красть уже нельзя».

Очевидно, что ни одна инновация не была внедрена без множества затруднений, и использование тепловизионной техники в столь нетрадиционной среде не является исключением. Впрочем, результаты стоят того, да и само руководство нефтегазовой компании-первопроходца весьма оптимистично оценивает перспективы использования тепловизоров в своей отрасли.